На товары со скидкой приходится около трети выручки крупных российских торговых сетей, поэтому ритейлеры пытаются максимально точно предсказать спрос на такие товары.
Вторая по обороту розничная сеть России – X5 Retail Group тестирует систему предсказания спроса на товары со скидками в «Пятерочках» – эту систему разработала Yandex Data Factory (YDF, структура «Яндекса»). Об этом «Ведомостям» рассказали представители обеих компаний. «Сервис, основанный на технологиях машинного обучения, успешно прошел пилотные испытания», – констатирует представитель YDF.
«Яндекс» поможет ЦУМу больше продавать онлайн
Yandex Data Factory сделала для него систему рекомендаций покупателям
X5 тестировала сервис в Липецкой области в начале 2016 г., прогноз делался для промоакций типа «регулярные скидки, действующие в течение одной недели», в дальнейшем модель была применена и для всех других типов промоакций, говорит представитель YDF. Сначала «Пятерочка» в 2015 г. дала YDF историю продаж каждого товара сети с апреля по июль 2014 г., а YDF на основе этих показателей прогнозировала спрос на товары по акциям в сентябре 2014 г. Затем в начале 2016 г. YDF должна была предсказать за месяц спрос на товары по акциям, которые должны были пройти в магазинах Липецкой области с 29 марта по 18 апреля 2016 г. Для прогноза были выбраны 108, 125 и 135 видов товаров. «В 87% случаев прогноз оказался верен с точностью до одной упаковки, а в 61% случаев число упаковок было предсказано безошибочно», – радуется представитель YDF.
«Результаты оцениваем как положительные», – заявил представитель Х5, но заметил, что это еще не готовый инструмент бизнес-аналитики и вопрос по запуску даже для «Пятерочки» пока открыт.
Большинство других крупных ритейлеров используют собственные разработки для планирования спроса. Например, ГК «Дикси», как говорит ее представитель Антон Пантелеев, использует внутреннюю аналитическую базу, разработанную в компании, и постоянно ее совершенствует.
Как еще бороться с потерями
Потери «Дикси» в начале 2015 г. достигли рекорда – почти 4% оборота. Ритейлер создал управление по борьбе с потерями, привязал часть выплат сотрудникам к величине потерь, распродал товары с истекающим сроком годности. И во втором полугодии 2015 г. отношение товарных потерь к выручке значительно снизилось по сравнению с началом года, говорится в годовом отчете «Дикси».
«Мы ведем долгосрочный календарь рекламных акций, который постоянно обновляется с учетом рыночных возможностей и обратной связи по результатам продаж, – сообщила директор по связям с общественностью и государственными органами сети гипермаркетов «Лента» Анна Мелешина. – Промоакции специально разрабатываются с учетом покупательских предпочтений и моделей покупательского поведения на местном уровне, что позволяет привлечь новых потребителей, повысить уровень лояльности и узнаваемости брендов».
Х5 тоже использует «собственный инструмент» для предсказания спроса в «Пятерочке», говорит представитель X5: этот инструмент учитывает результаты предыдущих промоакций, сезонность и другие факторы. «Но чтобы учесть больше факторов и повысить точность прогноза, необходим мощный инструмент анализа больших массивов данных», – убежден он.
Товары со скидкой раскупают быстрее обычных и при сокращении поставок покупатель может не обнаружить нужного товара, а это недопустимо, рассуждает представитель YDF: клиенты, которые всегда могут найти товар со скидкой, с большей вероятностью остаются лояльны конкретной розничной сети.
Продажи товаров с помощью промоакций достигли у самой X5 около 30% оборота, говорит ее представитель: «Доля стабильная, в 2016 г. не увеличилась по сравнению с предыдущим годом и колеблется в диапазоне 27–32%». У «Ленты» продажи с помощью промоакций обеспечили 33,4% общей выручки в 2015 г., а в декабре 2015 г. достигли исторического максимума в 41,5%, сообщает Мелешина.
SAP и «Яндекс» делают совместный сервис по предсказанию поведения клиента
Сервис основан на аналитике больших массивов данных
Избыток товаров для промоакции – тоже проблема для ритейлера, рассуждает представитель YDF: предложение превысит спрос, возникнут дополнительные расходы – на хранение излишков, из-за порчи товаров и т. д. Риски в случае недостатка товаров для промоакций – репутационные и снижение лояльности, а при избытке – непроданный товар и дополнительные расходы на его хранение и обработку, соглашается Пантелеев из «Дикси».
По оценке представителя X5 Retail Group, более точное планирование спроса на промотовары позволяет сократить фактические потери на 2–10% в зависимости от вида товара. «Точность планирования спроса для нас критически важна», – говорит он.
Пресс-службы розничных сетей «Магнит» и «Ашан» от комментариев отказались, представители Metro Cash & Carry и «О’кей» на запрос не ответили.