Каждый автовладелец знает, что сибирская зима - не время для экспериментов над машинами. Во избежание неприятностей на дорогах, при стойких минусовых температурах в бак автомобиля необходимо заливать только качественное зимнее топливо класса «Евро-5», которое реализуется на крупных сетевых АЗС.
Пополнять запас бензина на небольших частных заправках - занятие рискованное, потому что именно они, по данным Росстандарта, грешат продажей суррогатного топлива. Его использование опасно, так как может привести к ДТП, если двигатель неожиданно заглохнет на трассе.
Наличие фактора риска подтверждает заместитель начальника управления ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Игорь Суханов, хотя с оговоркой: «Статистики, устанавливающей прямую связь между некачественным топливом и ДТП, пока нет. За десять месяцев прошлого года количество аварий уменьшилось на 9,8 процента, а со смертельным исходом - на 11,7 процента». Эксперты не исключают, что снижение статистики может быть связано с введением ограничений на продажу бензина класса ниже, чем «Евро-5».
По данным СМТУ Росстандарта, топливо с нарушением технических регламентов поступает в Новосибирскую область из Казахстана, Кемеровской и Томской областей. В результате каждый четвертый литр бензина на небольших частных заправках - фальсификат. Однако осуществлять проверки предприятий малого и среднего бизнеса запрещено трехлетним мораторием. Такие «тепличные» условия, по мнению начальника инспекции государственного надзора по Новосибирской области СМТУ Росстандарта Надежды Слесаревой, ведут к злоупотреблениям со стороны предпринимателей.
- В этом году мы провели только три плановых проверки, на следующий год запланировано семь, но это капля в море. Все остальные были внеплановыми: мы выезжали на место по обращениям граждан, - сообщила Слесарева. - Их результат: за десять месяцев возбуждено семнадцать административных дел, общая сумма штрафов - 930 тысяч рублей. Но это не может исправить ситуацию. Предприниматели, заплатив от 100 до 300 тысяч рублей штрафа, вновь начинают торговать суррогатом, и поймать их за руку очень сложно. Что касается крупных игроков на топливном рынке Новосибирской области, то к ним у нас претензий нет.
- Топливо, которое мы поставляем клиентам, контролируется по всей цепочке - от нефтебазы до колонки на АЗС, - подчеркнул Андрей Благов, директор Новосибирского отделения «Газпром нефть - Региональные продажи». - Основные инструменты контроля - системный автоматизированный мониторинг движения нефтепродукта, а также внезапные проверки топлива на нефтебазах и АЗС, проводимые стационарными и мобильными лабораториями. Контроль осуществляет самостоятельная структура, независимая от предприятий, управляющих нефтебазами, транспортировкой и розничной реализацией топлива.
Представители компании «Газпром нефть» в составе рабочей группы при региональном минпромторге по противодействию распространению контрафактного топлива уже вышли с пакетом предложений. Например, составлять и предавать широкой огласке черные списки поставщиков суррогата, увеличить до максимальных размеры штрафов за его реализацию и ограничить доступ к дотациям и субсидиям сельхозпроизводителям, которые заправляют технику некачественным топливом из соображений экономии. По мнению авторов, эти и ряд других мер могут существенно снизить обороты суррогата на топливном рынке.