С начала года инвестбанки заработали $3,7 млрд комиссионных на сделках с акциями компаний, торгующихся в США (это IPO, сделки с конвертируемыми облигациями и крупные внебиржевые сделки). По данным Dealogic, это минимум с 1995 г., когда за тот же период комиссионные составили $2,6 млрд ($4,1 млрд с учетом инфляции), а максимум был в 2000 г. – $9,1 млрд, или $12,7 млрд с учетом инфляции. Основная причина – низкие ставки. У компаний сейчас много возможностей привлечь средства дешевле, чем за счет продажи акций.
С начала года до середины сентября в США прошло 68 IPO на $13,7 млрд (данные Dealogic). Год назад к этому времени было 138 размещений на $27,3 млрд, это на 62% меньше, чем в 2014 г. Не хотят проводить листинг такие компании, как, например, сервис по вызову такси Uber Technologies и сервис по сдаче жилья в аренду Airbnb: частные размещения им выгоднее.
Для банков это чувствительная потеря, поскольку организация IPO – весьма прибыльный бизнес. По данным Dealogic, комиссия за размещения менее чем на $1 млрд составляет 7% от суммы сделки. Не менее важны и доразмещения – как традиционные, с привлечением сторонних инвесторов, так и покупка крупных пакетов акций разместившейся компании у компании или ее инвесторов с последующей продажей их на рынке. Разница между ценой покупки и продажи составляет комиссию банка, при размещениях от $1 млрд она, по данным Dealogic, в среднем 2%. При традиционном доразмещении комиссионные – 4,9%.
Корпоративные клиенты инвестбанков охотно продают им акции в ходе IPO – это экономит им время и деньги и не несет больших рисков. При традиционном доразмещении компаниям приходится проводить мини-версию роуд-шоу, чтобы уговорить инвесторов купить акции. Если им не удается вызвать интерес, то приходится либо продавать акции дешевле, либо отказываться от доразмещения.
Низкая активность на рынке IPO – тревожный знак, поскольку сейчас конъюнктура способствует размещениям: акции торгуются с высокими мультипликаторами, а волатильность низкая. Поэтому на рынке есть опасения, что низкий уровень IPO и высокий интерес к продаже акций инвестбанкам будут сохраняться еще долго. Но бизнес Уолл-стрит славится цикличностью, и, например, повышение ставок может оживить и рынок IPO. Недавно Саудовская Аравия сообщила, что в ближайшие два года проведет IPO нефтяной компании Aramco, на котором организаторы могут заработать более $1 млрд комиссионных.
Когда в начале 2016 г. из-за общей волатильности активность на рынке IPO практически замерла, гендиректор фонда Store Capital Кристофер Волк стал получать звонки от банков, желающих купить крупные пакеты акций. Владелец Store Capital – фонд прямых инвестиций Oaktree Capital – за I квартал продал примерно $1,7 млрд акций. Крупнейшая сделка была с Goldman Sachs, который купил $842 млн акций и согласился на 0,71% дисконта. «Конкуренция была очень высокая, что пошло на пользу и Oaktree, и нашим владельцам», – отмечает Волк.
«Да, есть тренд, поскольку продавцам нравится определенность и эффективность сделок с крупными пакетами акций», – говорит старший управляющий директор Blackstone Томас Моррисон. Из 29 сделок по продаже акций, в которых участвовала Blackstone в этом году, 25 были внебиржевой продажей крупных пакетов и ни одна – IPO.
Несмотря на падение комиссионных, банки не торопятся сокращать персонал, опасаясь, что это повредит отношениям с клиентами. Но сокращения необходимы, говорит профессор финансов Stern School of Business при Университете Нью-Йорка Брэд Хинц: «В этом бизнесе сейчас слишком много игроков, а цены сильно снизились».
Перевела Татьяна Бочкарева