Судостроительный комплекс на Дальнем Востоке (проект «Роснефти» и Газпромбанка, включает судоверфь «Звезда») получил иностранных партнеров, сообщила «Роснефть».
«Мы будем разрабатывать проекты судов ледового класса с [голландской] компанией Damen, буровых платформ – с [сингапурской] компанией Keppel и судового оборудования – с General Electric (GE)», – рассказал главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин (его слова передало «РИА Новости»).
С Damen «Роснефть» зарегистрировала совместное предприятие (СП) «Звезда морские технологии». До конца года «Звезда» получит заказ минимум на четыре судна снабжения усиленного ледового класса, а СП будет управлять их строительством: обеспечит технологическую поддержку верфи и взаимодействие с проектным подразделением Damen, сообщила «Роснефть».
Со структурой сингапурской Keppel (занимается буровыми установками и специализированным судостроением), а также с компанией MHWirth (международная компания – поставщик буровых услуг) «Роснефть» создала в Сингапуре компанию Antares Singapore Pte. Ltd., у которой появилась 100%-ная «дочка» – Центр инженерно-технического проектирования «Звезда-Кеппель» в России. Центр займется проектированием морских буровых установок для шельфа, а производить их будут совместно Keppel FELS и «Звезда». Центр получит якорный заказ от «Роснефти». С GE «Роснефть» планирует локализовать системы позиционирования судов, жестких договоренностей пока нет. «Звезда» также планирует заключить с Hyundai соглашение о проектировании и инженерном сопровождении строительства первых в мире танкеров типа «Зеленый Афрамакс», рассказал Сечин президенту Владимиру Путину. По его словам, танкеры будут работать на газомоторном топливе. Проект танкера компания Hyundai внесет в уставный капитал СП со «Звездой».
У «Звезды» может появиться и иностранный заказчик – американская ExxonMobil. Корпорация планирует заказать строительство двух танкеров, сообщил Сечин (цитаты по «Интерфаксу»). Предполагается, что это будут танкеры типа «Афрамакс». Компания может использовать их для отгрузки нефти СРП «Сахалин-1», где у Exxon Neftegaz Ltd. 30% и статус оператора. Представитель ExxonMobil не ответил на запрос «Ведомостей».
Сама «Роснефть» заказала у Дальневосточного центра судостроения и судоремонта два многофункциональных судна снабжения усиленного ледового класса, еще пять танкеров класса «Афрамакс» заказал «Роснефтефлот» (входит в «Роснефть»). Они будут перевозить нефть из портов Балтийского моря. Еще три танкера может заказать Независимая нефтегазовая компания Эдуарда Худайнатова, рассказал он сам журналистам (цитаты по «Интерфаксу»). Танкеры нужны для отгрузки нефти с Пайяхского месторождения, где пока идет разведка.
Эффективность проекта оценить трудно: перспективы мировой энергетики не ясны, четкой картины будущего освоения Северного морского пути нет, рассуждает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. Нет уверенности и в партнерах: они сотрудничают с Россией с оглядкой на США, которые сейчас ввели новые санкции. С другой стороны, России действительно нужно развивать промышленность, строить суда, оговаривается он. «Вероятно, проект нужно делать осторожно, поэтапно, считать деньги: в России, к сожалению, много мегастроек, которые не окупились, тот же «Газпром» любит вкладывать деньги, еще не заключив соглашения», – сказал Нестеров.