Глобальные дефляционные тенденции и ослабление экономики Китая значительно замедлили органический рост продаж швейцарской Nestle в первом полугодии 2016 г. Выручка компании за этот период достигла 43,2 млрд швейцарских франков ($45 млрд) – больше всего на 3,5% год к году. Это самый низкий показатель по итогам января – июня с 2009 г. При этом модель органического роста корпорации предусматривает целевые показатели роста продаж на уровне 5–6% ежегодно в долгосрочной перспективе.
Замедление роста продаж связано прежде всего с общим падением цен, особенно в Европе. По данным Евростата, годовые показатели инфляции потребительских цен в еврозоне были отрицательными на протяжении почти целого полугодия, выйдя в плюс только в июне.
По словам гендиректора Nestle Пола Бюльке, цены достигли «исторических минимумов», а выручка в первом полугодии росла лишь благодаря ассортименту и объемам проданной продукции. Бюльке надеется: в ближайшие месяцы цены немного вырастут и годовые показатели роста компании приблизятся к целевым. В 2015 г. рост продаж Nestle составил 4,2%.
Помимо глобальных экономических трудностей Nestle приходится приспосабливаться к меняющимся предпочтениям потребителей: они все чаще выбирают здоровое питание и все меньше доверяют владельцам крупных пищевых брендов.
Негативное влияние на показатели продаж Nestle в первом полугодии оказало и значительное замедление роста на рынке продуктов и напитков в Китае. Ситуация на рынке Индии, напротив, складывалась для корпорации благоприятно: продажи Nestle здесь возобновили рост после возвращения в магазины лапши Maggi, ранее отозванной с рынка по требованию индийского пищевого регулятора.
Сталкивается Nestle и с растущей конкуренцией, особенно на рынке кофе. Инвестиционная группа JAB за последние несколько лет потратила $30 млрд на построение собственной кофейной империи. В эту сумму входит и сделка по приобретению Keurig Green Mountain за $13,9 млрд.
«Внешняя среда в мире дефляции и экономического спада очень неблагоприятна для Nestle, и корпорация концентрируется на улучшении собственного бизнеса», – говорит аналитик цюрихской Kepler Cheuvreux Джон Кокс. По его мнению, во второй половине года темпы роста выручки Nestle восстановятся за счет повышения цен в странах, где ранее произошло ослабление национальных валют.
Корпорация уже повысила цены на свою продукцию в Бразилии и России, сообщил финансовый директор Nestle Франсуа-Ксавье Роже, это, в свою очередь, подтвердило уверенность менеджмента в том, что ценовое дно пройдено во II квартале 2016 г. В перспективе цены на продукцию Nestle вырастут и в Великобритании – из-за обвала фунта после референдума о выходе из ЕС.
Роже признает: повышение цен может отпугнуть покупателей или заставить их выбрать более дешевые аналоги. Ценовые условия на рынках континентальной Европы, по прогнозам Роже, останутся для Nestle очень жесткими. Более того, давление на цены на европейских рынках продуктов питания и напитков в последнее время усилилось за счет консолидации в секторе ритейла, например, во Франции.
Операционная прибыль Nestle в январе – июне 2016 г. выросла до 6,6 млрд франков ($6,88 млрд) с 6,4 млрд франков ($6,7 млрд) годом ранее, совпав с ожиданиями аналитиков.
Перевела Надежда Беличенко