Перевалка контейнеров во II квартале впервые более чем за два года незначительно выросла (на 1% в сравнении со II кварталом 2015 г. до приблизительно 340 000 TEU). В результате российский рынок перевалки контейнеров в первом полугодии снизился на 2% до 1,88 TEU, говорится в отчете Global Ports (крупнейшего оператора контейнерных терминалов). «Во II квартале появились обнадеживающие признаки на российском рынке контейнеров, но в целом ситуация в первом полугодии оставалась сложной», – цитирует компания гендиректора Владислава Баумгертнера.
Global Ports снизила перевалку контейнеров в российских портах в первом полугодии на 22% до 647 000 TEU. Выручка компании сократилась на 23,6% до $163,7 млн, а скорректированная EBITDA – на 27,3% до $111,5 млн (рентабельность по этому показателю сократилась на 3,5 п. п. до 68,1%). Чистую прибыль Global Ports удалось увеличить в 4,5 раза до $113,4 млн благодаря прибыли от курсовых разниц в $106,9 млн. Но на дивиденды рассчитывать не приходится: приоритет компании – сокращение долга, пишет «ВТБ капитал». Без учета бумажного фактора чистая прибыль в первом полугодии снизилась в 4,8 раза до $6 млн, подсчитал «ВТБ капитал». Свободный денежный поток Global Ports составил $91,1 млн (-29,5% к первому полугодию прошлого года).
Global Ports
Оператор контейнерных терминалов
Основные владельцы – «Н-транс» (30,75%), APM Terminals B.V. (30,75%).
Капитализация – $430 млн.
Выручка (МСФО, 1-е полугодие 2016 г.) – $163,7 млн,
Чистая прибыль – $113,4 млн.
«Хотя мы позволяем себе быть сдержанно оптимистичными, конкуренция в отрасли высока и в целом ситуация на рынке остается сложной», – цитирует Global Ports Баумгертнера. Высокую конкуренцию как один из основных рисков для компании отмечает и рейтинговое агентство Fitch, которое после публикации отчетности Global Ports понизило долгосрочный кредитный рейтинг оператора до BB- с BB. Прогноз по рейтингам изменен на «негативный» со «стабильного». Контейнерооборот Global Ports снизился сильнее, чем ожидалось, пишут аналитики Fitch. Предыдущие оценки агентства предусматривали снижение этого показателя на 8% и общий спад российского рынка контейнерных перевозок на 2%. «Негативный» прогноз по рейтингам Global Ports агентство дает, принимая во внимание вероятное увеличение конкуренции на российском рынке контейнерных перевозок, а также неопределенную ситуацию с тарифами на услуги стивидоров. Главный риск для Global Ports – перераспределение грузов в пользу конкурирующего терминала в порту Бронка в акватории Балтийского моря, подтверждает «ВТБ капитал».
Риском для всей отрасли остается стремление ФАС регулировать тарифы на услуги стивидоров и переход на расчет ставок в рублях. «С нашей точки зрения, нет необходимости ни возвращать тарифное регулирование, ни конвертировать тарифы в рубли, – заявил Баумгертнер на телефонной конференции. – Контейнерный рынок в России остается достаточно конкурентным, и ставки регулируются рынком. Однако на данный момент мы не можем предсказать исход нашего диалога» (цитата по «Интерфаксу»). По словам Баумгертнера, стивидоры продолжают диалог с ФАС. На их стороне Минтранс. «В целом я могу сказать, что диалог довольно конструктивен, поскольку мы имеем возможность высказывать свою позицию», – отметил Баумгертнер.
Чтобы пережить трудные времена, группа работает на улучшение кредитного портфеля. Несмотря на то что чистый долг компании за первое полугодие снизился на 9,7% до $1,007 млрд, соотношение чистого долга к EBITDA выросло до 4 против 3,3 годом ранее (см. график). Чтобы обеспечить большую гибкость, Global Ports в первом полугодии рефинансировала больше половины кредитного портфеля. В результате доля публичных заимствований выросла до 51%, заимствований с фиксированной ставкой – до 71% от долгового портфеля, сообщила компания.