Президент «Транснефти» Николай Токарев обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой рассмотреть возможность выхода монополии из Новороссийского торгового порта (НМТП), рассказал «Ведомостям» источник, близкий к акционеру порта. Президент поручил проработать вопрос первому вице-премьеру Игорю Шувалову, а тот передал его в Минтранс, Минэкономразвития и Минэнерго. Представитель «Транснефти» комментировать служебную переписку не стал.
Представитель Минтранса подтвердил, что министерство получило поручение, уточнив, что вопрос прорабатывается. Источник в Минэкономразвития также подтвердил получение письма. Человек, знакомый с акционерами НМТП, знает, что Российскому фонду прямых инвестиций (РФПИ) поручено найти инвестора на пакет «Транснефти». Представитель РФПИ от комментариев отказался.
НМТП заплатит рекордные дивиденды
Выплаты за полгода могут составить 8,9 млрд рублей, что в вдвое больше того, что выплачивалось в последние годы
Группа «Сумма» Зиявудина Магомедова и «Транснефть» на паритетных началах владеют 50,1% акций НМТП через Novoport Holding Ltd. «Транснефть» также контролирует 10,5% акций НМТП. Росимуществу принадлежит 20% акций, которые планируется приватизировать, структурам РЖД — 5,3%.
На Московской бирже НМТП сегодня прибавил в цене 3,85%, подорожав до 98,89 млрд руб. Индекс ММВБ снизился на 0,69%. Акции НМТП растут продолжительное время, аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков не исключает того, что бумаги растут на ожиданиях сделки.
Почему «Транснефть» готова продать акции, неясно. На Московской бирже 35,55% НМТП стоят 35 млрд руб. Еще летом Токарев рассказывал, что Росимущество предлагало «Транснефти» обменять принадлежащие ей железнодорожные объекты на станции Грузовая, расположенной в порту Козьмино, на 5,3% акций НМТП, которыми владеет РЖД. А пару лет назад обсуждалась возможность вовсе передать «Транснефти» в управление госпакет НМТП.
Государство может отказаться от «золотых акций»
Последние годы «Транснефть» считала НМТП профильным активом, который хорошо вписывался в ее бизнес-структуру, говорит аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Планируя продать пакет в компании, «Транснефть» отходит от своей стратегии, что выглядит несколько странно, считает Рожков. Это может быть связано с торможением разделения компании на бизнесы по перевалке наливных и прочих грузов, добавляет он.
Чистый долг «Транснефти» на конец июня – 329,8 млрд руб., отношение к EBITDA – 0,9. Около 85% - это валютный долг: в 2009 г. компания взяла кредит у China Development Bank. Согласно отчету по РСБУ за II квартал 2016 г. «Транснефть» должна погасить $8,6 млрд. Долгосрочная инвестпрограмма компании на 2014-2020 г. составляет около 2 трлн руб. При текущей капитализации НМТП порядка 100 млрд руб. «Транснефть» не получит за пакет больше 50 млрд руб. Покупателем может быть структура, дружественная «Транснефти», - тогда компания не потеряет свое влияние на этот порт в долгосрочной перспективе.
Группа НМТП - крупнейший российский портовый оператор по объему грузооборота и крупнейший нефтяной порт. «Транснефть» и «Сумма» выкупили 50,1% порта у Kaldina Ltd. - структуры Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько. Пакет был оценен в $2,5 млрд, на 80% выше рынка, рассказывали «Ведомостям» источники, близкие к покупателям. Но чистые затраты покупателей были невелики – около $350 млн: накануне совместная компания Магомедова и «Транснефти» – кипрская Omirico Ltd. - продала самому НМТП другой порт, Приморский. Сумма этой сделки объявлялась еще в октябре – $2,153 млрд.
Спустя несколько лет отношения партнеров разладились, и они даже обсуждали раздел активов: госкомпания должна получить нефтеналивные терминалы, «Сумма» - сухогрузные. Но год назад первый вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин говорил, что вопрос снят с повестки.