Минтранс подготовил проект постановления правительства «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности». Документ опубликован для общественного обсуждения на сайте regulation.gov.ru. Минтранс предлагает обязать авиакомпании и аэропорты не допускать актов незаконного вмешательства в их деятельность, выявлять их подготовку и предотвращать совершение. Под актом незаконного вмешательства понимается в том числе и теракт, говорит топ-менеджер одной из авиатранспортных компаний, участвовавший в обсуждении инициативы Минтранса.
Минэкономразвития выступает против предложений Минтранса. Проект вводит избыточные административные ограничения деятельности аэропортов и авиакомпаний и способствует возникновению необоснованных расходов, говорится в заключениях министерства от 2014 и 2015 гг.
Для борьбы с террором надо его понять
Минтранс пытается добиться принятия этого документа уже третий год. При этом за все время работы радикальных изменений документ не претерпел, несмотря на категорические возражения участников отрасли, говорит топ-менеджер одной из авиатранспортных компаний. Минтранс не указывает, что должны делать авиакомпании и аэропорты для предотвращения терактов. Получается, что в данном случае аэропорт или перевозчик будут заведомо виноваты просто потому, что случился теракт, отмечает собеседник «Ведомостей».
Генеральные директора «Воздушных ворот Северной столицы» (концессионер «Пулково») Владимир Якушев и «Аэропортов регионов» (входит в «Ренову») Евгений Чудновский написали письма («Ведомости» ознакомились с их содержанием) вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой исключить эти положения. Якушев просит, чтобы обеспечение транспортной безопасности было обязательным не только для аэропортов и авиакомпаний, но и для ФСБ, МВД и ФТС. А Чудновский предлагает оставить за аэропортами только конкретные функции – досмотр пассажиров и контроль систем видеонаблюдения, а также информирование и содействие правоохранительным органам.
Участники отрасли уже должны обеспечивать по сути антитеррористические мероприятия: так, после теракта в «Домодедово» в 2011 г. Минтранс выпустил похожий приказ. Дело владельца аэропорта «Домодедово» Дмитрия Каменщика строилось именно на обязанности аэропорта обеспечивать безопасность пассажиров. И лишь благотворительная помощь жертвам терактов и их родственникам позволила бизнесмену выйти из-под домашнего ареста. Участники рынка надеялись, что правительство установит понятные правила игры, говорит топ-менеджер одной из авиатранспортных компаний.
Дорогие камеры
877 млн руб.
В такую сумму обойдется оснащение камерами флота «Аэрофлота», подсчитала еще два года назад авиакомпания, говорится в заключении Минэкономразвития
Также Ространснадзор начал требовать от авиакомпаний устанавливать видеокамеры в салонах самолетов и передавать с них картинку на землю.
Пока нет сертифицированного видеооборудования и даже правил сертификации, но штрафы уже выписываются, напоминает президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун.
Приказ Минтранса от 2011 г. готовился совместно с ФСБ, говорил в апреле на заседании подкомиссии РСПП замруководителя Ространснадзора Владимир Черток. Все документы, связанные с транспортной безопасностью, согласуются с ФСБ еще на стадии их подготовки, из Минтранса они выходят с их визой, рассказал источник в Минтрансе и участник совещаний на эту тему. Пресс-службы Минтранса и ФСБ на запросы не ответили.
«Основными недостатками документа является размытость формулировок, определяющих обязанности субъектов транспортной инфраструктуры при одновременном возложении на них ответственности за непредотвращение актов незаконного вмешательства. При подготовке основополагающего акта в сфере транспортной безопасности необходимо учитывать консолидированное мнение аэропортов и авиакомпаний», – говорит представитель «Домодедово».
Подозрительные лица
Россияне охотно доверяют государству следить за согражданами
«Документ требует существенной доработки с учетом мнения авиационного сообщества. Он по-прежнему не содержит четких норм о том, распространяются ли эти требования на иностранных перевозчиков. Пока ни одна иностранная компания не была привлечена к административной ответственности за нарушение требований транспортной безопасности, а российские перевозчики подвергались массовым проверкам и привлекались к административной ответственности», – рассказывает представитель S7.
В США предотвращением терактов в аэропортах занимается государственное мегаагентство Homelahd Security, объединяющее несколько спецслужб. Аналогично устроено и в Европе, говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Досмотра на входах в терминалы нет ни в США, ни в Европе, как и обязанностей для авиакомпаний самим проводить досмотр пассажиров. «Понятно, что ни авиакомпании, ни аэропорты не могут поддерживать безопасность на уровне спецслужб. А основа борьбы с терроризмом – доступ к секретной оперативной информации, которого нет у аэропортов», – резюмирует Рыбак.