Тридцатитрехлетние Сергей Коперник и Станислав Регинский решили выпускать велосипеды для дошкольников потому, что не могли найти подходящую – легкую и сравнительно недорогую – модель для собственных детей. Вложив в производство первой партии 3,5 млн руб., они сумели продать все велосипеды за полтора месяца и планируют выручить к концу 2016 г. 5 млн руб., рассказывает Регинский. Компаньоны сами разработали модель 16-дюймового двухколесного велосипеда для детей 3–5 лет под маркой «Лисапед».
Изобрести лисапед
Коперник и Регинский познакомились еще в 10-м классе школы. Потом их пути разошлись: Коперник стал физиком-ядерщиком, окончив МИФИ, а Регинский – корпоративным юристом. Встретившись позже, одноклассники решили вместе организовать дело – сначала хотели производить детские коляски, но, подсчитав затраты, от этой идеи отказались. Тем более что в 2015 г. сын и дочь Регинского уже пересели из колясок на велосипеды. У Коперника тоже двое детей, но помладше.
Российский производитель Triton Bikes зарабатывает на экспорте дорогих велосипедов
В России титановые рамы мало кому нужны, но компания нашла дорогу к иностранному потребителю
Выбор велосипедов для подростков и взрослых в России огромный, а для маленьких детей подобрать модель сложнее: велосипеды в основном тяжелые, ребенок сам не может его сдвинуть, учиться кататься на нем неудобно, объясняет Регинский. «Я вешу 90 кг, мой велосипед – 5 кг, а для трехлетних детей выпускают 12-килограммовые модели», – сетует Коперник.
Для многих производителей детские велосипеды – побочный бизнес, говорит владелец производственной компании Triton Bikes Дмитрий Нечаев. Компоненты берутся от взрослого велосипеда – толстые рамы, большие втулки, которые в детских моделях не нужны, уточняет он. Конструкция тоже копируется с моделей для взрослых, а для ребенка нужна особая геометрия, поясняет Нечаев. Легкие и удобные модели дороги – например, 16-дюймовый велосипед американской марки Early Rider стоит в России 30 000–35 000 руб.
Рынок насыщен
3,276 млн велосипедов было продано в России в 2015 г., что на 26% меньше, чем в 2014 г., по данным исследовательской компании Discovery Research Group. Почти 70% всех велосипедов – импортные. Крупные отечественные производители закупают комплектующие за рубежом – по большей части в Китае и на Тайване
Предприниматели разобрали на детали детский импортный велосипед, взвесили каждый компонент и занялись расчетами, как сделать каждую деталь легче. 500-граммовую втулку заменили на более легкую, тяжелые стальные рамы – на алюминиевые. «Лисапед» сделали с низкой посадкой и регулируемым сиденьем, чтобы ребенку было удобно садиться. На разработку «Лисапеда» весом 5,75 кг ушло полгода. К февралю 2016 г. прототип был готов.
Никто из российских производителей пока ничего подобного не делает, комментирует Нечаев. Поэтому для четырехлетнего сына Нечаев купил импортный велосипед, а для двухлетнего собрал в собственной мастерской облегченный титановый беговел – велосипед без педалей, на котором легко научить кататься детей с полутора лет. Коперник и Регинский тоже решили выпускать беговелы. Но сначала партнерам пришлось заняться подбором комплектующих и найти подходящий завод-изготовитель.
Тяжелое детство
На торговой площадке Alibaba.com Коперник и Регинский нашли около 30 китайских поставщиков компонентов. Искали самые легкие детали. Выбирали по цене – чем дороже была деталь, тем качественнее и легче по весу, говорит Регинский. Задние и передние втулки разработали сами – найти готовых с нужными параметрами не удалось, объясняет он. Сборку 200 велосипедов и 100 беговелов заказали на крупной фабрике в китайском городе Шэньчжэне, где 500 рабочих выпускают велосипеды для западных марок. Договориться было нетрудно – китайские заводы сейчас рады любому заказу, говорит Регинский. Ему пришлось несколько раз слетать в Китай. Трудности возникли только с логистикой. Из-за отсутствия опыта партнеры не сразу смогли найти надежного транспортного брокера с опытом доставки из Китая в Россию. «Некоторые предлагали серые схемы и контрабанду, что нам не подходило», – замечает Регинский.
Продажи стартовали в начале июля 2016 г., а к середине августа все велосипеды уже были проданы. Половину «Лисапедов» купили жители регионов, отмечает Регинский. Продажи беговелов идут тяжелее – конкуренция в этом сегменте более высокая. Евгений Иванов, руководитель школы «Марьинский беговел», который учит детей с 1,5 года ездить на беговелах и велосипедах, попробовал использовать «Лисапед» на занятиях. Модель удачная и недорогая, поясняет он. Иванов говорит, что «Лисапедом» заинтересовались и родители учеников: восемь из них купили новинку.
Цена за килограмм
Себестоимость «Лисапеда» вышла приличная – 13 000 руб. Первую партию из 200 велосипедов и 100 беговелов продавали через собственный интернет-магазин (по цене 19 900 и 9900 руб. соответственно). Наценка в розничных магазинах обычно составляет 100% и цена получается внушительной, считает Александр Колесников, владелец интернет-магазина «Колесо-колесико». Поэтому партнеры решили не связываться с сетями спортивных магазинов, сейчас у них единственный розничный партнер – велосипедный магазин «Мосгорбайк».
Продвигали новинку через социальные сети. Жена Регинского Ольга Барабанова управляет собственным SMM-агентством и активно рассказывает о новом бренде на страничке Instagram, у которой 7000 подписчиков. Торговля ведется от лица небольшой компании «Спортзнак», которая производит медали и значки, – она принадлежит родственникам Коперника, с которыми он договорился. ООО «Лисапед» сейчас находится в процессе регистрации.
Производство детских велосипедов в России растет: в прошлом году выпущено 139 900 детских двухколесных велосипедов, что в 28 раз больше, чем в 2011 г., по данным Discovery Research Group. У крупного российского производителя велосипедов Stark – 21 детская и подростковая модель. Пять из них подходит для детей 3–5 лет, поясняет директор по закупкам Олег Елкин. Чтобы велосипед весил меньше 8 кг, нужно менять все стальные компоненты на алюминиевые, что увеличит себестоимость в 2 или более раз, говорит Елкин. Это, скорее, штучное изделие и спрос на него единичный, считает он. А Stark мелкосерийное производство не выгодно – чем меньше партия, тем выше издержки на производство одного велосипеда. Родители сначала планируют купить максимально легкую модель, говорит Юрий Бирюков, представитель компании – производителя складных велосипедов Shulz из Петербурга. Потом, сопоставив вес с ценой, выбирают компромиссный вариант, рассуждает он. Многие склонны выбирать дешевое, потому что первый велосипед приобретается ненадолго, всего на год-полтора, добавляет Нечаев из Triton Bikes. Это неверный подход, но с ним надо считаться.
Из Шэньчжэня в Москву
Поэтому Регинский и Коперник планируют поработать над снижением себестоимости. По мнению Нечаева, она должна составлять не более 10 000 руб. Партнеры переносят производство из Шэньчжэня в Москву – вторую партию «Лисапедов» будут собирать на площадке «Спортзнака». После девальвации рубля рабочая сила в Китае сильно подорожала для наших компаний (средняя зарплата рабочих на крупных фабриках – $500 в месяц). К тому же контролировать качество будет проще: легче проверить качество комплектующих и заменить бракованные, нежели переделывать бракованный готовый велосипед, поясняет Нечаев. Он тоже использует зарубежные компоненты, а велосипеды собирает в России, при этом 80% продукции экспортирует. Нечаев имеет дело с 30 поставщиками компонентов.
«Лисапеды» вполне могут составить конкуренцию западным маркам, считает Илья Окс, один из основателей проекта «Мосгорбайк», у которого есть веломагазин в Москве. По его словам, в геометрии велосипеда есть недочеты, есть что усовершенствовать, но партию из 10 «Лисапедов» «Мосгорбайк» быстро распродал. Интерес к дорогим детским велосипедам растет: родители стали понимать, что лучше доплатить несколько тысяч за качественную легкую модель, уверяет он.
У предпринимателей нет далеко идущих планов. К ноябрю создатели «Лисапеда» планируют выпустить 120 велосипедов с колесами диаметром 16 дюймов и 150 изделий с 20-дюймовыми колесами. В отличие от изделий для взрослых в торговле детскими велосипедами нет ярко выраженной сезонности: их часто покупают в подарок на Новый год или на день рождения, отмечает Регинский. Предприниматели уже набрали несколько десятков предварительных заказов от родителей, оценивших новинку.