В июле Ангола стала крупнейшим поставщиком нефти в Китай, обойдя прежних лидеров – Россию и Саудовскую Аравию, говорится в ежемесячном отчете ОПЕК. Африканская страна увеличила поставки на 18% до 1,1 млн барр. в сутки по сравнению с июнем, Саудовская Аравия заняла второе место с объемом в 950 000 барр. в сутки, данных о российских поставках не приводится. С начала года Китай нарастил импорт нефти на 0,8 млн барр. до 7,4 млн барр. в сутки, но в июле импорт упал на 0,1 млн барр. в сутки. В июне Ангола занимала третье место по поставкам – после России и Саудовской Аравии, следует из данных ОПЕК.
Ангола – один из крупнейших поставщиков нефти в Китай, страна была лидером в 2008 и 2009 гг., в 2012 г. была второй. В 2015 г. Россия отодвинула ее со второго места, а после этого – и Саудовскую Аравию с первого. В разные месяцы в 2015–2016 гг. Россия и Саудовская Аравия делили первое место по поставкам.
С начала года Ангола наращивает поставки в Китай из-за долгосрочных контрактов на условиях предоплаты, сообщало агентство Reuters со ссылкой на источники. Новое соглашение было подписано в декабре 2015 г., но его условия собеседники агентства описывали по-разному: одни говорят, что это новый контракт с предоплатой в $5 млрд, другие – что речь идет о реструктуризации старого долга. По оценкам Reuters, долг Анголы, который образовался из-за авансовых платежей за поставки нефти, достиг $25 млрд. В целом чем ниже цены на нефть, тем больше нефти нужно, чтобы обслуживать долг, объяснял агентству главный аналитик по энергетике Западной Африки IHS Родерик Брюс.
В июле цена на ангольский сорт нефти Girassol упала к прошлому месяцу на 3% до $45/барр., Urals подешевела также почти на 3% до $43,8/барр., цены на сорт ESPO, который Россия поставляет в Азию, в отчете не приводятся. Цена – не единственный фактор, который влияет на поставки, месяц к месяцу поставки могут варьироваться из-за ремонтов НПЗ, графиков отгрузки, погоды в портах и т. д., перечисляет старший вице-президент Argus Вячеслав Мищенко. Россия стала лидером по поставкам в Китай в 2015 г. и с некоторыми колебаниями держит эти позиции, рассказывает он. В 2015 г. Китай покупал примерно половину нефти, которая транспортировалась по ВСТО, а сейчас – около 75%, указывает эксперт. В основном это поставки по длинным контрактам: на споте Китай покупает около 10–15% импортируемой нефти, заключает Мищенко.
Африка – серьезный конкурент России на китайском рынке нефти, считает главный редактор по товарным рынкам московского офиса Thomson Reuters Александр Ершов. Африка – большой источник ресурсов для китайских компаний, которые много инвестируют в регион, объясняет он.